Замена помпы на автомобиле Калина — важная процедура, предотвращающая проблемы с охлаждением двигателя. Если из расширительного бачка уходит тосол, это может указывать на неисправность водяного насоса. В статье рассмотрим процесс замены помпы, возможные трудности и рекомендации для выполнения работы правильно и безопасно. Правильная замена помпы продлит срок службы автомобиля и обеспечит его надежную работу.
Характеристика устройства, симптомы поломки
Помпа функционирует в тандеме с двигателем, обеспечивая стабильную работу систем подачи топлива и охлаждения. Первая система отвечает за транспортировку горючего из бака к мотору, а вторая — за принудительное движение антифриза или тосола.
Водяная помпа с крыльчаткой, установленная на валу, защищена корпусом. Вал, оснащенный шарикоподшипниками с обеих сторон, вращается благодаря крутящему моменту, который передается через ремень, соединяющий его с двигателем.
Признаки неисправности водяного насоса:
- на красной зоне тахометра отображается температура перегрева двигателя, что подтверждается показаниями датчиков;
- в салоне автомобиля Калина ощущается стойкий запах испарений тосола;
- отчетливо слышен свистящий звук — это сигнал о необходимости ремонта или замены насоса;
- под автомобилем можно заметить капли жидкости (для точной диагностики оставьте на ночь лист белой бумаги под машиной).
Для восстановления работоспособности насоса требуются опыт и специальные инструменты. Рекомендуется доверить эту задачу профессионалам на СТО и при необходимости заменить помпу на новую.
Эксперты отмечают, что замена помпы на автомобиле Калина — это важная процедура, которая требует внимательного подхода. Водяная помпа отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости, и ее неисправность может привести к перегреву двигателя. Специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние помпы, особенно при пробеге более 100 тысяч километров. При замене важно использовать качественные запчасти и следовать рекомендациям производителя. Также стоит обратить внимание на состояние ремня ГРМ, так как его замена часто производится одновременно с помпой. Правильная установка и настройка всех компонентов обеспечат надежную работу системы охлаждения и продлят срок службы двигателя.

Топливная помпа: особенности конструкции
Карбюраторные машины имели механические насосы. Привод или штоф толкал диафрагму, в процессе этого создавалось разрежение и топливо попадало в карбюратор. В настоящее время практически все автомобили имеют инжекторный двигатель и электрический насос. Он с большой скоростью доставляет горячее и поддерживает стабильное давление в системе. Электродвигатель совместно с рабочим ротором проталкивает топливо. Помпа находится в самом бензиновом бачке. Горючее в процессе работы становится охлаждающей жидкостью и смазкой. Есть модели автомобилей, имеющие два насоса: главный находится под капотом, рабочий размещен в топливном баке.
- СОД — главный способ защиты машины. Это жидкость вынужденной циркуляции прикрытого типа. Если отопительное устройство салона подает холодный воздух, но движок Калины перегревается, значит, есть нарушение в работе машины. Составные части системы:
- специальная оболочка мотора;
- теплообменник с электротепловентилятором;
- прибор для поддержания постоянной температуры;
- устройство для всасывания;
- бак расширения;
- контактные трубки.
Заглянув в пластмассовый бачок-расширитель, можно визуально проконтролировать количества тосола, антифриза. Есть специальные отметки высокого и низкого уровня жидкостей в бачке. Снаружи бака вверху размещен патрубок для соединения с рукавом теплообменника, внизу — с наливной трубкой.
- Крышка расширителя с сапунами. Устройство включает в себя впускаемый и выпускаемый сапуны. Они способны обеспечивать системную непроницаемость. Впускаемый клапан поддерживает поднятое давление в раскаленном движке. Когда температура повышается, утечки пара снижаются. Сниженное давление способствует открытию выпускаемого сапуна на постепенно остывающем моторе автомобиля.
- Насос, прокачивающий тосол, — лопасть стремительного разряда. Колесо коленчатого вала посредством зубчатого ремешка распределительного стержня приводит насос в действие. Корпус его состоит из алюминия. Вращение вала происходит в двухрядном шарикоподшипнике, мазута в котором достаточно на весь гарантийный срок эксплуатации. Внешнее кольцо затягивается саморезом. Спереди запрессовано зубчатое колесо, сзади — крыльчатка, стопорное кольцо, сальник. Контроль утечки антифриза или тосола осуществляется через отверстие в оболочке насоса. Такой способ поможет выявить неисправности агрегата. Если насос не подлежит ремонту, его заменяют идентичным сборным устройством. Корректирует перераспределение тосола теплоноситель.Системное охлаждение парных циклов происходит так:
- в большем круге циркуляции тосол проникает через оболочку мотора к радиаторной батарее;
- при движении по малому кругу антифриз или тосол проходит только по оболочке охлаждения, не попадая в теплоприемник.
Система охлаждения состоит из радиаторной батареи и блока подогрева дросселя. Круговорот антифриза или тосола здесь происходит непрерывно вне зависимости от расположения вентиля теплоносителя.
- Термостат. Термическая единица и два сапуна — составляющие детали. Происходит перераспределение течения антифриза или тосола. Когда движок холодный, узловой клапан перераспределяет направления движения жидкости. Она начинает циркулировать по меньшему радиусу, не заходя в радиатор. Высокие температуры от 85°С дают возможность клапанам открываться и пропускать жидкость в радиатор. При температурном режиме более 100° С главный клапан открыт полностью, запасной закрывается. Циркуляция жидкости происходит по большому радиусу.
- Измеритель температуры антифриза или тосола. Данное устройство вкручено в головку блока цилиндров для автоконтроля охлаждающей жидкости. Датчик связан с показателем температуры на панели приборов машины. Эта информация передается контроллеру.
- Теплоприемник отопления. Встроен в систему охлаждения двигателя, обогревает салон автомобиля за счет циркуляции горячей охлаждающей жидкости.
- Радиатор — это 2 бачка из пластмассы в вертикальном положении. Один из них — с перегородкой. Есть еще 2 ряда округлых трубок из алюминия, выставленных по горизонтали, которые проходят через охлаждающие пластины. Трубы соединяются с бачками через резиновую шпонку. Через верхний патрубок тосол входит, а через нижний выходит. Впускной патрубок находится рядом с тонким пароотводящим шлангом. На радиаторе установлен кожух с электродвигателем. Сливная пробка внизу.
- Вентилятор поддерживает температурный режим в салоне автомобиля. Как только контроллер получает сигнал, вентилятор включается посредством реле.
| Этап замены | Необходимые инструменты | Важные нюансы |
|---|---|---|
| Подготовка | Набор ключей (рожковые, накидные, торцевые), отвертки, емкость для слива антифриза, ветошь, перчатки | Убедитесь, что двигатель остыл. Отключите аккумулятор. |
| Слив антифриза | Емкость для слива, воронка (опционально) | Сливайте антифриз полностью, чтобы избежать его попадания на другие детали. |
| Демонтаж старой помпы | Ключи, отвертки, съемник (при необходимости) | Запомните расположение всех болтов и шлангов. Будьте осторожны, чтобы не повредить другие детали. |
| Очистка посадочного места | Щетка по металлу, наждачная бумага (мелкая), очиститель карбюратора | Тщательно очистите поверхность от остатков старой прокладки и грязи. |
| Установка новой помпы | Новая помпа, новая прокладка, герметик (опционально), динамометрический ключ | Установите новую прокладку. Затягивайте болты равномерно, согласно моменту затяжки, указанному в мануале. |
| Заполнение системы антифризом | Новый антифриз, воронка | Заливайте антифриз медленно, чтобы избежать образования воздушных пробок. Прогрейте двигатель и долейте антифриз до нужного уровня. |
| Проверка на герметичность | Ветошь, фонарик | Запустите двигатель и внимательно осмотрите все соединения на предмет утечек. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о замене помпы на автомобиле Лада Калина:
-
Сложность процесса: Замена водяной помпы на Ладе Калина может показаться сложной задачей для неподготовленного автовладельца. Однако, благодаря доступности запчастей и подробным инструкциям в интернете, многие владельцы автомобилей успешно справляются с этой задачей самостоятельно, что позволяет сэкономить на услугах СТО.
-
Признаки неисправности: Одним из первых признаков неисправности помпы является появление течи охлаждающей жидкости или шум при работе двигателя. Важно не игнорировать эти симптомы, так как запущенная проблема может привести к перегреву двигателя и более серьезным поломкам.
-
Рекомендации по замене: При замене помпы рекомендуется также менять и другие компоненты системы охлаждения, такие как термостат и ремень ГРМ, если они не были заменены недавно. Это поможет избежать повторных ремонтов и обеспечит надежную работу системы охлаждения в будущем.

Симптомы повреждения водного автонасоса
- Перегрев двигателя может быть вызван неисправностью помпы, изношенным приводным ремнем или повреждением крыльчатки.
- Если стрелка температуры находится ближе к средней отметке, следует остановиться и проверить радиатор. В противном случае могут перегреваться как двигатель, так и насосный привод.
- Обратите внимание на шум и запах антифриза в салоне.
- Низкая циркуляция охлаждающей жидкости может свидетельствовать о поломке помпы. Для диагностики необходимо запустить двигатель на холостом ходу и одновременно зажать и опустить внешний рукав радиатора. При исправной работе насоса в шланге будет ощущаться толчок жидкости.
- Значительный люфт в шарикоподшипнике помпы указывает на его повреждение.
Замена водяного насоса требуется, если пробег автомобиля достиг 90 тысяч километров.
Замена антифриза или тосола
Чтобы выполнить работы по замене жидкости, нужно иметь под рукой специальные инструменты для снятия гаек и болтов. Автомобиль Калина должен быть установлен на горизонтальной ровной поверхности. Если такой возможности нет, нужно постараться расположить машину так, чтобы ее передние части хорошо просматривались. Работы выполняются в определенной последовательности.
- Снять брызговик двигателя.
- Минусовую клемму аккумуляторной батареи сбросить.
- Скрутить пробку с расширительного бачка.
- Снять сливную пробку, которая находится на блоке цилиндров. Под слив поставить емкость.
- Демонтировать модуль зажигания вместе с держателем, потому что он мешает подобраться к сливу.
- Свернуть сливную закупорку с радиаторной батареи и подождать, пока охлаждающая жидкость сольется.
- Закрутить пробки сливного радиатора и блока цилиндров.
- Со штуцера нагрева дросселя снять шланг для слива жидкости посредством ослабления хомутов.
- Заливать антифриз или тосол в расширитель до тех пор, пока из снятого шланга не потечет жидкость. Теперь можно ставить шланг на место. После этого продолжить заполнять систему антифризом или тосолом. Жидкость должна наполнить расширитель так, чтобы ее уровень был максимум на 3 см ниже заданной отметки. Запор расширителя закрутить.
Нужно завести двигатель и прогреть его до нормального рабочего состояния электрического вентилятора. Выключив мотор автомобиля, следует долить охлаждающую жидкость до верхней черты.
Помпы на Калине
Если из расширительного бачка начинает утекать тосол, это сигнализирует о необходимости замены водяного насоса. Процесс выполнения данной операции можно разбить на несколько этапов.
- Сначала необходимо снять защитный кожух ремня ГРМ. Для этого с помощью отвертки откручиваются три болта: один центральный слева и два расположенных сзади.
-
Двигатель Калины имеет восемь клапанов. Перед тем как снять защиту, которая удерживает насос, нужно убрать шестеренку распределительного вала.
-
Откручиваем саморезы, которые крепят ремень, чтобы ослабить его натяжение. Шестеренки коленчатого вала и ГРМ должны быть выставлены по меткам, поэтому важно следить за тем, чтобы ослабленный ремень не перескочил на несколько зубцов на обеих шестеренках.
- Далее снимаются шестеренки ГРМ, после чего откручиваются болты, удерживающие защиту — два средних и три нижних. Нижние болты фиксируют помпу.
- Снимаем защиту, используя отвертку, извлекаем помпу. Все соединения очищаются от грязи и ржавчины.
- Установка нового насоса осуществляется в обратной последовательности, при этом прокладка смазывается герметиком.
Рекомендации по выбору помпы
Когда приходит время замены помпы на Калине, автолюбители не знают, какой насос купить, чтобы не выбросить деньги на ветер. При покупке надо обратиться к автомобильным каталогам, почитать отзывы других автовладельцев о качестве выбранных ими помп. Журнал «За рулем» дает правдивую информацию о запчастях для Лады Калины. Можно ознакомиться с тестами и результатами проверки, мнениями о фирмах-производителях.
При покупке обратите внимание на упаковку. Она должна быть качественной, с гарантийным талоном и указанием даты изготовления. Печати, прокладки для защиты от повреждений тоже должны присутствовать. Все товары имеют голографические наклейки. Они должны быть наклеены аккуратно, без потертостей. Прилагаемая инструкция должна содержать общие сведения о запчасти и кратко описывать способ установки того или иного агрегата.
Бракованная вещь прослужит примерно 10 тыс. км. Если с насосом не возникнет проблем при прохождении 100 тыс. км, можно говорить о том, что качество приобретенного товара отличное. Завод-изготовитель устанавливает на Ладу Калину помпу ТЗА, она имеет большой срок службы.
Процесс замены помпы: пошаговая инструкция
Замена водяного насоса (помпы) на автомобиле Калина — это задача, которую можно выполнить самостоятельно, если следовать пошаговой инструкции. Важно помнить, что правильная замена помпы обеспечит надежную работу системы охлаждения двигателя и предотвратит перегрев. Ниже представлена подробная инструкция по замене помпы.
Шаг 1: Подготовка к замене
Перед началом работы необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся:
- Набор ключей и головок
- Отвертки (плоская и крестовая)
- Новый водяной насос
- Прокладки для помпы
- Антифриз
- Контейнер для слива жидкости
- Тряпки для уборки
Также рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации вашего автомобиля для получения информации о специфике замены помпы на вашей модели.
Шаг 2: Слив охлаждающей жидкости
Перед тем как приступить к демонтажу помпы, необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Для этого:
- Откройте капот и найдите сливной кран радиатора.
- Подставьте контейнер под радиатор и откройте кран, чтобы слить антифриз.
- Закройте кран после завершения слива и уберите контейнер.
Шаг 3: Демонтаж старой помпы
Теперь можно приступить к снятию старой помпы. Для этого выполните следующие действия:
- Снимите ремень привода помпы, ослабив натяжитель.
- Отсоедините все шланги, подключенные к помпе, используя отвертку для ослабления хомутов.
- Открутите болты, крепящие помпу к блоку двигателя, и аккуратно снимите ее.
Шаг 4: Подготовка к установке новой помпы
Перед установкой новой помпы необходимо подготовить место. Убедитесь, что на поверхности, где будет установлена новая помпа, нет остатков старой прокладки или грязи. Для этого:
- Очистите поверхность блока двигателя от старой прокладки и загрязнений с помощью скребка или наждачной бумаги.
- Проверьте состояние крепежных болтов и при необходимости замените их.
Шаг 5: Установка новой помпы
Теперь можно установить новую помпу:
- Нанесите тонкий слой герметика на новую прокладку и установите ее на помпу.
- Совместите помпу с блоком двигателя и закрутите болты, равномерно затягивая их по кругу.
- Подсоедините шланги и закрепите их хомутами.
- Установите ремень привода помпы на место, убедившись, что он правильно натянут.
Шаг 6: Заполнение системы охлаждения
После установки новой помпы необходимо заполнить систему охлаждения антифризом:
- Откройте крышку радиатора и залейте новый антифриз до уровня, указанного в руководстве.
- Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут, чтобы антифриз заполнил всю систему.
- Проверьте уровень жидкости и при необходимости добавьте антифриз.
Шаг 7: Проверка на утечки
После завершения всех работ важно проверить систему на наличие утечек:
- Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
- Осмотрите область установки помпы на предмет утечек антифриза.
- Если утечек нет, закройте капот и завершите работу.
Следуя этой пошаговой инструкции, вы сможете самостоятельно заменить помпу на автомобиле Калина, что поможет сэкономить время и деньги на сервисном обслуживании.
Вопрос-ответ
Какие симптомы неисправной помпы?
Симптомы неисправной помпы могут включать в себя шумы или вибрации во время работы, утечки жидкости, снижение давления в системе, перегрев двигателя, а также затрудненный запуск или нестабильную работу агрегата, к которому она подключена.
Как понять, что помпа вышла из строя Калина?
Чтобы понять, неисправна ли помпа в вашей Калина 1, начните с визуального осмотра. Заглушите двигатель, дайте ему остыть, затем снимите защитный кожух и проверьте на наличие подтеков антифриза вокруг насоса. Если жидкость сочится из корпуса или сальника, это прямой признак поломки.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом замены помпы обязательно ознакомьтесь с руководством пользователя вашего автомобиля. В нем могут быть указаны специфические моменты, касающиеся именно вашей модели Калины, которые помогут избежать ошибок.
СОВЕТ №2
Подготовьте все необходимые инструменты и запчасти заранее. Вам понадобятся ключи, отвертки, герметик и новая помпа. Это сэкономит время и сделает процесс более организованным.
СОВЕТ №3
Не забывайте о безопасности. Перед началом работы убедитесь, что двигатель остыл, а аккумулятор отключен. Это поможет избежать травм и повреждений.
СОВЕТ №4
После установки новой помпы обязательно проверьте систему охлаждения на наличие утечек и убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости в норме. Это поможет избежать перегрева двигателя в будущем.




