Россия, Нижний Новгород, улица Сергея Акимова
Телефон:
+7 (831) 411-10- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Устройство и устранение неисправностей замка зажигания ВАЗ 2109

Замок зажигания ВАЗ 2109 — ключевой элемент системы запуска, обеспечивающий работу и безопасность автомобиля. В статье рассмотрим устройство замка, его принцип действия и возможные неисправности, с которыми могут столкнуться владельцы. Знание особенностей работы замка и методов устранения проблем поможет своевременно выявлять и решать их, что повысит надежность и долговечность автомобиля.

Устройство и принцип действия замочного узла

На автомобиле ВАЗ 2109 предусмотрены две стандартные версии замка. Первая, старая версия, имеет каталожный номер 21080-3704005-60 и отличается наличием четырех положений для ключа (длинного), а также включает реле зажигания. Вторая, новая версия с номером 21080-3704005-30, имеет только три положения ключа и не содержит реле.

Для подключения всех проводов к замку автомобиля ВАЗ 2109 используется контактная группа. Каждое положение ключа соответствует своей комбинации, что определяет группы потребителей.

Положение ключа Что происходит
«0». В этом положении замыкаются контакты «30» и «30/1», при этом все зависимые цепи питания отключены.
«I». В данной позиции подается напряжение на элементы системы управления зажиганием. Для этого замыкаются белый провод с коричневым, а розовый — с черным и голубым. Формируются несколько групп контактов. Например, «30 INT» включает цепь питания наружного освещения, включая дальний свет, а также подсветку приборной панели. Контакты «30/1» и «15/1» обеспечивают питание ламп указателей поворотов, реверсного хода и элементов системы зажигания. Пара «30/1», «15/2» отвечает за фары ближнего и дальнего света, противотуманки, омыватель и вентиляторы.
«II». Реле зажигания, активированное на предыдущем этапе, продолжает функционировать. Основная пара контактов «30» и «50» обеспечивает питание для стартера. Параллельно формируются цепи от контактных соединений «30/1», «15/1» и «30/1», «15/2». Подключаемые потребители аналогичны тем, что были описаны для положения «I». Розовый провод в контактной паре с черным замыкается на красный (вместо голубого).
«III». Это положение используется для подачи напряжения на компоненты системы стояночного освещения («30/1 Р») и габаритного освещения/подсветки приборной панели («30 INT»). Черный провод образует замкнутую цепь с коричневым и розовым.

Замок и его схема выполняют две основные функции: электрическую и механическую. Электрическая функция заключается в замыкании определенных групп контактов в зависимости от положения ключа. Механическая функция, в свою очередь, обеспечивает блокировку рулевого колеса при выключенном зажигании, что делает невозможным его вращение. Таким образом, вторая функция служит защитной мерой.

Эксперты отмечают, что замок зажигания ВАЗ 2109 является ключевым элементом системы запуска автомобиля, и его неисправности могут привести к серьезным проблемам. Наиболее распространенные неисправности включают заедание ключа, отсутствие контакта или поломку механизма. При диагностике важно проверить состояние контактов и проводки, так как коррозия или повреждения могут стать причиной сбоя. Специалисты рекомендуют регулярно смазывать замок специальными средствами, чтобы предотвратить заедание. В случае выявления неисправностей, замок можно разобрать и заменить поврежденные детали. Однако в сложных случаях лучше обратиться к профессионалам, чтобы избежать дополнительных проблем.

Как проверить замок зажигания ваз, если не крутит стартер или не включается зажиганиеКак проверить замок зажигания ваз, если не крутит стартер или не включается зажигание

Возможные неисправности и способы их устранения

Характер неисправностей замочного узла на автомобиле ВАЗ 2109 также может быть электрическим либо механическим.

К первой группе можно отнести нарушения целостности электрических цепей в коммутаторе при определенном положении ключа. Если контакт отсутствует, то подключенные потребители могут не работать, или же автомобиль вовсе не заведется. Если контакт есть, но замыкаются не те участки цепи, которые должны, это чревато коротким замыканием и термическим повреждением замка. Он начнет плавиться, появится характерный запах. В зависимости от масштабов бедствия, скорее всего, понадобится замена контактной группы.

С точки зрения механики, может застопориться в каком-либо положении сердцевина/личинка. В таком случае физически невозможно будет провернуть ключ в замке. Единственно верным вариантом ремонта будет замена всего узла.

Для диагностики неисправностей в электрических цепях нужно запастись следующими инструментами.

  1. Мультиметр, или тестер. При его отсутствии, как вариант, можно использовать контрольную лампочку, работающую под напряжением 12В.
  2. Набор отверток, ключей для демонтажа замка. Поскольку единственным вариантом ремонта механических неисправностей является замена деталей, которые вышли из строя, то они пригодятся и в этом случае.

Замена замка зажигания ВАЗ 2109Замена замка зажигания ВАЗ 2109

Перед началом диагностики придется отсоединить клеммный блок и прозвонить все контакты в той последовательности, которая соответствует каждому из положений ключа. Для наглядности под рукой должна быть электрическая схема агрегата. Если цепь замыкается, то на приборе будет присутствовать индикация сопротивления.

Замена замка должна начинаться с его обесточивания. Для этого придется ослабить гайку крепления и снять отрицательную клемму аккумулятора. После этого снимается защитно-декоративный кожух, переключатели поворотов/стеклоомывателей. Замок к рулевой колонке крепится при помощи четырех винтов или двух винтов и крючковой защелки. Снять его может оказаться проблемно из-за винтов. В этом случае их придется срезать либо высверлить, делая все крайне аккуратно. Клеммная колодка разъединяется, и процесс демонтажа на этом можно считать оконченным.

Сборка нового замочного узла происходит аналогично, но в обратном порядке.

Признак неисправности Возможная причина Способ устранения
Ключ не поворачивается в замке Износ или повреждение ключа Заменить ключ
Загрязнение или износ личинки замка Прочистить личинку, смазать графитовой смазкой, при необходимости заменить личинку
Повреждение механизма блокировки руля Проверить механизм блокировки, при необходимости отремонтировать или заменить замок
Стартер не крутит, но приборы горят Неисправность контактной группы замка зажигания Проверить контактную группу, зачистить контакты, при необходимости заменить контактную группу
Обрыв провода от замка зажигания к стартеру Проверить целостность провода, устранить обрыв
Неисправность стартера Проверить стартер, при необходимости отремонтировать или заменить
Стартер крутит, но двигатель не заводится Неисправность контактной группы замка зажигания (не подается питание на систему зажигания) Проверить контактную группу, зачистить контакты, при необходимости заменить контактную группу
Обрыв провода от замка зажигания к системе зажигания Проверить целостность провода, устранить обрыв
Неисправность системы зажигания (свечи, катушка, коммутатор) Проверить элементы системы зажигания, при необходимости заменить неисправные
Замок зажигания заклинивает в положении «Старт» Износ или повреждение возвратной пружины Заменить замок зажигания
Загрязнение или износ механизма замка Прочистить замок, смазать, при необходимости заменить замок
Замок зажигания не фиксируется в положении «Выкл» Износ или повреждение фиксатора Заменить замок зажигания
Загрязнение или износ механизма замка Прочистить замок, смазать, при необходимости заменить замок
Ключ не вынимается из замка Загрязнение или износ личинки замка Прочистить личинку, смазать графитовой смазкой, при необходимости заменить личинку
Повреждение механизма замка Заменить замок зажигания

Интересные факты

Вот несколько интересных фактов о замке зажигания ВАЗ 2109 и его устранении неисправностей:

  1. Механизм блокировки руля: Замок зажигания на ВАЗ 2109 не только отвечает за запуск двигателя, но и включает в себя механизм блокировки руля. Это сделано для повышения безопасности автомобиля, предотвращая его угон. Если замок зажигания неисправен, руль может заблокироваться, и это может вызвать затруднения при попытке завести машину.

  2. Частые неисправности: Одной из распространенных проблем с замком зажигания является износ контактов, что может привести к тому, что стартер не будет получать питание. В таких случаях полезно проверить состояние проводки и контактов, а также убедиться, что ключ не изношен. Иногда достаточно просто почистить контакты или заменить ключ, чтобы решить проблему.

  3. Замена замка: Если замок зажигания полностью вышел из строя, его замена может быть выполнена самостоятельно. Для этого потребуется снять обивку рулевой колонки и открутить крепежные винты замка. Важно помнить, что при установке нового замка необходимо правильно выставить положение ключа в замке, чтобы избежать проблем с его работой в будущем.

Замок зажигания ВАЗ 2108-2109, устраняем неисправности.Замок зажигания ВАЗ 2108-2109, устраняем неисправности.

Профилактика и уход за замком зажигания

Замок зажигания является одним из ключевых элементов системы запуска автомобиля ВАЗ 2109. Правильная эксплуатация и регулярное обслуживание этого устройства помогут избежать многих проблем и продлить его срок службы. В данной части статьи мы рассмотрим основные рекомендации по профилактике и уходу за замком зажигания.

Регулярная проверка состояния замка

Первым шагом в профилактике замка зажигания является регулярная проверка его состояния. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Отсутствие люфта: Проверьте, нет ли люфта в ключе при повороте. Если ключ свободно вращается, это может свидетельствовать о износе механизма.
  • Состояние ключа: Убедитесь, что ключ не имеет трещин или сколов. Изношенный ключ может повредить замок.
  • Работа замка: Поверните ключ в разные положения (выключено, зажигание, старт) и убедитесь, что замок работает плавно и без заеданий.

Чистка замка зажигания

С течением времени в замке зажигания могут накапливаться пыль и грязь, что может привести к его неисправности. Для чистки замка выполните следующие шаги:

  1. Снимите пластиковую накладку, если она есть, чтобы получить доступ к замку.
  2. Используйте сжатый воздух для удаления пыли и грязи из замка. Это поможет избежать заклинивания механизма.
  3. При необходимости используйте специальный очиститель для замков, который не оставляет следов и не повреждает внутренние компоненты.

Смазка механизма

Смазка замка зажигания также является важной частью профилактики. Для этого используйте специальные смазочные материалы, предназначенные для замков. Избегайте использования масла, так как оно может привлечь пыль и грязь. Процесс смазки включает следующие шаги:

  • Нанесите небольшое количество смазки на ключ и вставьте его в замок, несколько раз поворачивая его в разные положения.
  • Удалите излишки смазки, чтобы предотвратить накопление грязи.

Проверка электрических соединений

Не менее важным аспектом профилактики является проверка электрических соединений замка зажигания. Убедитесь, что все контакты надежно закреплены и не имеют коррозии. Для этого:

  • Отключите аккумулятор перед проведением работ.
  • Проверьте состояние проводов и разъемов, при необходимости очистите их от коррозии.
  • Убедитесь, что все соединения надежно зафиксированы.

Замена замка зажигания

Если замок зажигания продолжает давать сбои, несмотря на проведенные профилактические мероприятия, возможно, его необходимо заменить. При замене следуйте инструкциям производителя и используйте только качественные запчасти. Замена замка включает следующие этапы:

  1. Снимите старый замок, отключив все электрические соединения.
  2. Установите новый замок, следуя инструкции по установке.
  3. Подключите аккумулятор и проверьте работу нового замка.

Следуя данным рекомендациям по профилактике и уходу за замком зажигания, вы сможете значительно продлить его срок службы и избежать неприятных ситуаций на дороге.

Вопрос-ответ

Как понять, что неисправен замок зажигания ВАЗ?

Признаки неисправного замка зажигания. Главные признаки неисправности (или поломки в недалеком будущем) замка зажигания: двигатель никак не реагирует на поворот ключа зажигания, отказ в работе группы электропотребителей автомобиля, трудности в установке ключа в личинку замка либо его подклинивание при прокручивании.

Чем отличается замок зажигания старого и нового образца ВАЗ 2109?

Замки старого и нового образца идут с подсветкой. На замке старого образца стоит обычная лампочка подсветки, а на замке нового образца стоит диодная лампа белого свечения. Вам помог этот ответ?

Советы

СОВЕТ №1

Перед началом работы с замком зажигания ВАЗ 2109 обязательно отключите аккумулятор. Это поможет избежать короткого замыкания и защитит вас от электрического удара.

СОВЕТ №2

При диагностике неисправностей замка зажигания проверьте все соединения и контакты. Часто проблема может заключаться в окислении или ослаблении проводов, что приводит к перебоям в работе.

СОВЕТ №3

Если замок зажигания не поворачивается, попробуйте использовать смазку для замков. Иногда проблема может быть связана с заеданием механизма, и смазка поможет устранить эту неисправность.

СОВЕТ №4

При замене замка зажигания выбирайте качественные детали от проверенных производителей. Это обеспечит надежную работу и долговечность нового замка, а также снизит риск повторных поломок.

Ссылка на основную публикацию
Похожее