Установка дизельного двигателя на ВАЗ-2121 Нива интересует многих автолюбителей, желающих улучшить характеристики автомобиля. В статье рассмотрим процесс самостоятельной установки дизельного силового агрегата и поделимся советами, которые помогут избежать распространенных ошибок. Эта информация полезна для тех, кто хочет повысить топливную экономичность и тяговые характеристики внедорожника, а также сделать его более универсальным для различных условий эксплуатации.
Заводская Нива с дизельным агрегатом
Изначально разработчики пытались оснастить Ниву 2121 дизельным двигателем отечественного производства. Этот двигатель имел рабочий объем 1,5 литра и был турбированным. Однако идея установки такого дизеля на Ниву не увенчалась успехом из-за недостаточной мощности, что не позволяло автомобилю эффективно справляться с бездорожьем.
Также предпринимались попытки установить на Ниву отечественные дизели с увеличенным объемом до 1,8 литра. Эти двигатели устанавливались как на 3-дверные, так и на 5-дверные версии Нивы 2121. Тем не менее, они оставались лишь экспериментальными образцами и не были запущены в серийное производство.
В результате было принято решение использовать дизельный двигатель зарубежного производства. На Ниву начали устанавливать двигатель марки Пежо с индексом XUD-9SD, который был довольно распространен и использовался на различных автомобилях.
Дизель XUD-9SD от Пежо, применяемый на Ниве, имел мощность в диапазоне 69-75 л. с., что объясняется наличием различных версий этого двигателя. Объем камер сгорания составлял 1,9 литра, что делало Ниву экономичной — расход дизельного топлива находился на уровне 8-8,7 литра.
Главным преимуществом данного дизеля была отличная тяга на низких оборотах, что позволяло автомобилю легко преодолевать сложные участки дороги и грязь. Кроме того, дизельный агрегат от Пежо отличался надежностью и хорошей ремонтопригодностью.
Максимальная скорость Нивы 2121 с двигателем от Пежо достигала 120 км/ч. Однако динамика разгона оставляла желать лучшего: спидометр показывал 100 км/ч лишь через 25 секунд. Тем не менее, этот показатель не столь критичен, поскольку для Нивы 2121 важнее высокая проходимость, чем скоростные характеристики.
Нива 2121 с дизельным двигателем от Пежо выпускалась до 2009 года, после чего производство было прекращено. Поскольку дизельная версия Нивы предназначалась для экспорта, на отечественных дорогах она встречается довольно редко. Автомобили, которые можно увидеть у нас, чаще всего являются реэкспортными.
Эксперты в области автомобильной техники отмечают, что установка дизельного двигателя на Ниву может значительно повысить ее эксплуатационные характеристики. Прежде всего, дизельные двигатели отличаются большей топливной эффективностью и долговечностью, что делает их привлекательными для владельцев внедорожников. Однако, как подчеркивают специалисты, самостоятельная установка требует тщательной подготовки и знаний. Необходимо учитывать особенности крепления, системы охлаждения и трансмиссии, чтобы избежать проблем в будущем. Также важно правильно выбрать двигатель, соответствующий требованиям автомобиля. В целом, при соблюдении всех рекомендаций и наличии необходимых инструментов, установка дизеля на Ниву может стать успешным проектом для автолюбителей, стремящихся улучшить свои внедорожные качества.

Самостоятельная установка двигателя от Пежо
Встречаются и Нивы, на которые дизель владельцы устанавливают своими руками, либо же обращаются на специализированные СТО, занимающиеся заменой моторов.
Вариантов, какую дизельную установку поставить на Ниву, большое количество. Самым распространенным является все тот же дизель XUD-9SD от Пежо. В итоге получается, что из обычной Нивы путем замены двигателя создают версию 212151.
Этот дизель проще всего установить на авто, поскольку точки крепления у XUD-9SD точно такие же, как и у родного бензинового двигателя. Стоит учитывать, что кроме замены самого двигателя, приходится делать некоторые доработки. Существует также возможность установить на Ниву вместо XUD-9SD силовой агрегат XUD 11, производства того же Пежо.
Кроме самого двигателя, нужно будет и менять коробку передач. Связно это с тем, что родная коробка ВАЗ не сможет выдержать нагрузки, которые будет на нее создавать дизельный агрегат. Вместо коробки от ВАЗ часто устанавливают коробку передач от Фиат Полонез. Ее используют потому, что на Полонез устанавливался тот же агрегат XUD-9SD. Вместе с КПП устанавливают и корпус сцепления.
Кроме того, владельцы, которые переделывают Ниву под дизель XUD-9SD, дополнительно меняют и передние опоры крепления агрегата. Трансформациям подвергается и поддон. Еще нужно будет переделывать выпускную систему. Чтобы обеспечить дополнительную надежность элементов переднего привода, часть деталей заменяются на аналогичные от Шевроле-Нива.
Чтобы обеспечить должное охлаждение силовой установке, часто штатный радиатор заменяют на радиатор от Газели. При этом меняют и резиновые патрубки. Не помешает и установка системы подогрева дизельного топлива в зимний период.
После всех этих переделок и доработок потребуется оформление документации в ГАИ.
| Задача | Решение | Необходимые инструменты и материалы |
|---|---|---|
| Выбор дизельного двигателя | Определить требуемую мощность, крутящий момент и габариты двигателя. Изучить доступные варианты (например, двигатели от VW, Mercedes, Isuzu). Учесть наличие запчастей и ремонтопригодность. | Каталоги двигателей, технические характеристики, отзывы владельцев. |
| Подготовка моторного отсека | Демонтаж старого двигателя и трансмиссии. Очистка моторного отсека. Оценка необходимости усиления лонжеронов и изменения креплений двигателя. | Набор ключей, домкрат, таль или лебедка, очиститель, сварочный аппарат (при необходимости). |
| Изготовление или адаптация креплений двигателя | Разработка чертежей или поиск готовых решений для креплений нового двигателя к раме Нивы. Изготовление кронштейнов или адаптация существующих. | Сварочный аппарат, болгарка, дрель, измерительные инструменты, листовой металл, болты, гайки. |
| Сопряжение двигателя с трансмиссией | Выбор подходящего колокола сцепления или его изготовление. Подбор или адаптация маховика и диска сцепления. Возможно, потребуется переходная плита. | Токарный станок, сварочный аппарат, измерительные инструменты, чертежи, донорские детали. |
| Установка системы охлаждения | Подбор радиатора с достаточной эффективностью для дизельного двигателя. Прокладка новых патрубков, установка расширительного бачка. | Радиатор, патрубки, хомуты, расширительный бачок, антифриз. |
| Установка топливной системы | Монтаж топливного бака (при необходимости), топливных магистралей, фильтров (грубой и тонкой очистки), топливного насоса. | Топливный бак, топливные трубки, фильтры, насос, хомуты, отвертки. |
| Установка выхлопной системы | Изготовление или адаптация выхлопного коллектора и системы выпуска отработавших газов. Учет требований к шуму и экологии. | Сварочный аппарат, трубогиб, трубы, глушитель, резонатор, крепления. |
| Электрооборудование | Подключение стартера, генератора, свечей накала, датчиков. Адаптация штатной проводки Нивы к новому двигателю. Установка дополнительного аккумулятора (при необходимости). | Мультиметр, паяльник, провода, клеммы, реле, предохранители, изолента. |
| Система управления двигателем | Подключение блока управления двигателем (ЭБУ), если он предусмотрен. Настройка параметров работы двигателя. | Диагностический сканер, ноутбук с ПО, провода для подключения. |
| Тестовый запуск и обкатка | Проверка всех систем на герметичность и работоспособность. Первый запуск двигателя. Постепенная обкатка и мониторинг параметров. | Манометр, термометр, диагностический сканер, огнетушитель. |
| Оформление документов | Внесение изменений в регистрационные документы транспортного средства. Прохождение технического осмотра. | Документы на двигатель, сертификаты, заявления, квитанции. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о дизельной установке на Ниву и связанных с этим задачах:
-
Экономия топлива: Установка дизельного двигателя на Ниву может значительно повысить топливную эффективность автомобиля. Дизельные двигатели, как правило, имеют более высокий крутящий момент и лучше подходят для внедорожных условий, что делает их идеальными для использования в условиях, где требуется высокая проходимость.
-
Совместимость и адаптация: Установка дизельного двигателя на Ниву требует не только замены самого двигателя, но и адаптации трансмиссии, системы охлаждения и электроники. Это может включать в себя модификацию креплений, замену радиатора и настройку системы управления двигателем, что делает процесс достаточно сложным, но интересным для автолюбителей.
-
Увеличение срока службы: Дизельные двигатели, как правило, имеют более длительный срок службы по сравнению с бензиновыми. Это связано с их конструктивными особенностями и более низкими рабочими оборотами. Поэтому, несмотря на первоначальные затраты на установку, в долгосрочной перспективе такой проект может оказаться экономически выгодным.
Эти факты подчеркивают как преимущества, так и сложности, связанные с установкой дизельного двигателя на Ниву, что делает эту тему актуальной для многих автолюбителей.

Другие двигатели
Некоторые владельцы автомобилей Нива устанавливают на них дизельные двигатели японского производства. Наиболее популярными являются моторы 3С и 3СТ от компании Тойота. Обе эти модели имеют схожий рабочий объем, однако отличаются по мощности: двигатель 3С развивает 79 лошадиных сил, а 3СТ — 100 л. с.
Как и в случае с двигателем XUD-9SD, для успешной работы японских силовых установок требуется провести определенные доработки автомобиля. При этом, если владельцы решают оставить штатную коробку передач, то гарантии на ее долговечность не предоставляются.
Некоторые автовладельцы также заменяют коробку передач, чаще всего устанавливая 5-ступенчатую трансмиссию от микроавтобуса Toyota Noah.
Кроме того, встречаются случаи установки дизельных двигателей от таких марок, как:
- Мерседес-Бенц,
- Фольксваген,
- Ниссан.
При выборе силового агрегата основным критерием становятся его габариты, которые должны быть как минимум сопоставимы с размерами оригинального мотора.
После выбора двигателя вносятся изменения в конструкцию, чтобы надежно закрепить его на шасси. Некоторые из этих агрегатов могут иметь значительный вес, поэтому после установки может потребоваться усиление подвески. Важно помнить, что изменения в кузове, сделанные для установки нового мотора, могут снизить его прочность, и часто требуется дополнительное усиление.
Также необходимо будет доработать трансмиссию. Оптимально, если двигатель и коробка передач будут от одного автомобиля, так как это упростит процесс установки, исключив необходимость подгонки точек крепления и соблюдения соосности валов. В противном случае даже небольшие отклонения в соосности могут привести к частым поломкам, особенно в трансмиссии.
Технические особенности и доработки трансмиссии
При установке дизельного двигателя на Ниву необходимо учитывать множество технических аспектов, особенно в области трансмиссии. Дизельные двигатели, как правило, имеют иные характеристики по сравнению с бензиновыми, что требует соответствующих доработок трансмиссии для обеспечения надежной и эффективной работы автомобиля.
Первым шагом в этом процессе является выбор подходящей коробки передач. В большинстве случаев стандартная коробка передач Нивы не справляется с увеличенной мощностью и крутящим моментом дизельного двигателя. Поэтому рекомендуется рассмотреть возможность установки более прочной трансмиссии, например, от других моделей автомобилей, которые могут быть адаптированы для Нивы. Это может быть как коробка от более мощной версии Нивы, так и от других внедорожников, таких как УАЗ или Toyota.
Следующим важным аспектом является замена сцепления. Дизельные двигатели, как правило, требуют более мощного сцепления, способного выдерживать большие нагрузки. При выборе сцепления стоит обратить внимание на его диаметр и материал диска. Оптимальным вариантом будет использование сцепления от автомобилей с дизельными двигателями, что обеспечит необходимую прочность и долговечность.
Не менее важной доработкой является система привода. Установка дизельного двигателя может потребовать изменения углов наклона карданных валов и их длины. Это связано с тем, что дизельный двигатель может иметь иные размеры и расположение по сравнению с бензиновым. Важно обеспечить правильную геометрию привода, чтобы избежать излишнего износа и поломок.
Также стоит обратить внимание на систему охлаждения трансмиссии. Дизельные двигатели выделяют больше тепла, и стандартная система охлаждения может не справляться с этой задачей. Рекомендуется установить дополнительный радиатор или улучшить существующую систему охлаждения, чтобы предотвратить перегрев трансмиссии.
Кроме того, необходимо учитывать и электронику. Установка дизельного двигателя может потребовать изменения в системе управления, так как дизельные двигатели часто имеют свои особенности в работе с электроникой. Важно правильно подключить все датчики и контроллеры, чтобы обеспечить корректную работу двигателя и трансмиссии.
В заключение, установка дизельного двигателя на Ниву требует тщательной проработки всех аспектов трансмиссии. Необходимо учитывать мощность и крутящий момент нового двигателя, выбирать соответствующие компоненты и проводить необходимые доработки. Это обеспечит надежную и долговечную работу автомобиля в любых условиях.
Вопрос-ответ
Можно ли поставить дизельный двигатель на Ниву?
Лучшим вариантом станет дизельный двигатель на Ниву. Он имеет примерно те же характеристики по мощности, но расход топлива у него сравнительно меньше. Также дизель менее капризен в плане качества горючего.
Почему мой дизельный двигатель сам по себе набирает обороты?
Если ваш дизельный двигатель сам по себе набирает обороты, это может быть связано с несколькими причинами, такими как неисправность в системе управления подачей топлива, проблемы с дроссельной заслонкой, утечка вакуума или неисправность в системе впуска воздуха. Также возможны проблемы с датчиками, которые неправильно передают информацию о нагрузке или оборотах двигателя. Рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики и устранения проблемы.
Что необходимо сделать перед соединением валоповоротного устройства с дизелем?
При проворачивании дизеля валоповоротным устройством следует тщательно прослушивать дизель, редуктор, гидромуфты. Убедиться в отсутствии в цилиндрах воды, масла, топлива. Во время проворачивания необходимо следить по показаниям амперметра за нагрузкой электродвигателя валоповоротного устройства.
Как можно увеличить мощность двигателя на Ниве?
Один из самых эффективных способов увеличить мощность двигателя Нива Тревел — это увеличение объёма цилиндров. Стандартные 1,7 л можно довести до 1,8 л или 1,9 л за счёт расточки блока и установки поршней увеличенного диаметра. Возможные варианты: расточка под поршни 82 мм — получаем объём 1,8 л.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом установки дизельного двигателя на Ниву, тщательно изучите техническую документацию и схемы. Это поможет вам понять, какие изменения необходимо внести в конструкцию автомобиля и какие детали могут потребоваться для успешной установки.
СОВЕТ №2
Обязательно подготовьте все необходимые инструменты и запчасти заранее. Это сэкономит ваше время и сделает процесс установки более организованным. Не забудьте о таких деталях, как адаптеры, крепежные элементы и системы охлаждения.
СОВЕТ №3
При установке дизельного двигателя уделите особое внимание системе электрики. Дизельные двигатели могут требовать дополнительных модификаций в проводке и системе управления, поэтому убедитесь, что все соединения надежны и правильно подключены.
СОВЕТ №4
После завершения установки проведите тщательное тестирование автомобиля. Убедитесь, что все системы работают корректно, и нет утечек топлива или масла. Это поможет избежать серьезных проблем в будущем и обеспечит безопасность на дороге.


